- ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin), Генрих
- (1864-1945)швейцарский искусствовед. Учился в университетах Германии и Швейцарии. Был непосред- ственым учеником Я. Буркхардта и после смерти учителя занял его кафедру в университете Базеля. Защитил диссертацию «Пролегомены к психологии архитектуры» (1886). Автор сочинений: «Ренессанс и барокко» (1888), «Классическое искусство» (1899), «Искусство Альбрехта Дюрера» (1905), «Основные понятия истории искусства» (1915), «Италия и немецкое чувство формы» (1931) и др. Вельфлину была близка теория «психологии вчувствования» Т. Л иппса, позволявшая рассматривать процесс восприятия художественных ценностей изобразительного искусства как самоценный, чисто визуальный чувственно-духовный акт. Его занимала задача построения грамматики базовых художественных форм, очищенных от всего привносного - социального, исторического, идеологического и т. п. Ее решение предполагало движение в русле тех философско-эстетических принципов, которые разработало неокантианское искусствознание с его первостепенным вниманием к «чистым» художественно-эстетическим данностям. На материале итальянского искусства эпохи Возрождения и немецкого искусства эпохи Реформации Вельфлин разворачивал свои теоретические построения и выстраивал фактографическую аргументацию. Сопоставление контрастных художественных стилей, подобных Ренессансу и барокко, позволяло отчетливее прочувствовать своеобразие каждого типологического ряда форм-ценностей. Исходя из этой стилевой антитезы, он сформулировал пять более частных художественно-эстетических антитез: 1) линейность - живописность; 2) плоскость - глубина; 3) замкнутая форма - открытая форма; 4) тектоничность - атектоничность; 5) абсолютная ясность - относительная ясность. Каждое из этих понятий обладает значительным содержательно-смысловым объемом, и все вместе они составляют базовый тезаурус изобразительного искусства, позволяющий успешно анализировать абсолютное большинство произведений живописи. Вельфлин полагал, что подобный тезаурус позволяет перейти от вкусового субъективизма эстетических оценок к методологически основательному, строго научному анализу художественных форм.Художественно-эстетические антитезы, в которых на протяжении истории искусства просматривались противопоставления «своего» и «чужого», обладают, согласно Вельфлину, еще одним важным достоинством. Они всегда способствовали формированию национально-культурного самосознания, которое начинало отчетливее осознавать своеобразие своих эстетических пристрастий и наклонностей, когда ему было с чем их сопоставлять, т. е. когда рядом сосуществовал другой культурный мир.♦ Соч.: Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. - М., 1934; Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля а новом искусств. - СПб., 1994; Ренессанс и Барокко. - СПб., 1913;◘ Лит.: Нерршивин Г. А Генрих Вельфлин //История европейского искусствознания. Вторая половина XIX - начало XX века. Кн. 1. - М., 1969;
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.