ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin), Генрих


ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin), Генрих
(1864-1945)
   швейцарский искусствовед. Учился в университетах Германии и Швейцарии. Был непосред- ственым учеником Я. Буркхардта и после смерти учителя занял его кафедру в университете Базеля. Защитил диссертацию «Пролегомены к психологии архитектуры» (1886). Автор сочинений: «Ренессанс и барокко» (1888), «Классическое искусство» (1899), «Искусство Альбрехта Дюрера» (1905), «Основные понятия истории искусства» (1915), «Италия и немецкое чувство формы» (1931) и др. Вельфлину была близка теория «психологии вчувствования» Т. Л иппса, позволявшая рассматривать процесс восприятия художественных ценностей изобразительного искусства как самоценный, чисто визуальный чувственно-духовный акт. Его занимала задача построения грамматики базовых художественных форм, очищенных от всего привносного - социального, исторического, идеологического и т. п. Ее решение предполагало движение в русле тех философско-эстетических принципов, которые разработало неокантианское искусствознание с его первостепенным вниманием к «чистым» художественно-эстетическим данностям. На материале итальянского искусства эпохи Возрождения и немецкого искусства эпохи Реформации Вельфлин разворачивал свои теоретические построения и выстраивал фактографическую аргументацию. Сопоставление контрастных художественных стилей, подобных Ренессансу и барокко, позволяло отчетливее прочувствовать своеобразие каждого типологического ряда форм-ценностей. Исходя из этой стилевой антитезы, он сформулировал пять более частных художественно-эстетических антитез: 1) линейность - живописность; 2) плоскость - глубина; 3) замкнутая форма - открытая форма; 4) тектоничность - атектоничность; 5) абсолютная ясность - относительная ясность. Каждое из этих понятий обладает значительным содержательно-смысловым объемом, и все вместе они составляют базовый тезаурус изобразительного искусства, позволяющий успешно анализировать абсолютное большинство произведений живописи. Вельфлин полагал, что подобный тезаурус позволяет перейти от вкусового субъективизма эстетических оценок к методологически основательному, строго научному анализу художественных форм.
   Художественно-эстетические антитезы, в которых на протяжении истории искусства просматривались противопоставления «своего» и «чужого», обладают, согласно Вельфлину, еще одним важным достоинством. Они всегда способствовали формированию национально-культурного самосознания, которое начинало отчетливее осознавать своеобразие своих эстетических пристрастий и наклонностей, когда ему было с чем их сопоставлять, т. е. когда рядом сосуществовал другой культурный мир.
   ♦ Соч.: Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. - М., 1934; Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля а новом искусств. - СПб., 1994; Ренессанс и Барокко. - СПб., 1913;
   ◘ Лит.: Нерршивин Г. А Генрих Вельфлин //История европейского искусствознания. Вторая половина XIX - начало XX века. Кн. 1. - М., 1969;

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin), Генрих" в других словарях:

  • Вёльфлин (Wölfflin) Генрих — (1864—1945), швейцарский искусствовед. Разработал способы анализа художественного стиля, применяя их для исследования «психологии эпохи» («Классическое искусство», 1899), а затем «методов видения» — категорий восприятия и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЁЛЬФЛИН —         (Wolfflin) Генрих (1864 1945) швейц. теоретик и историк искусства. Его труды наиболее влият. из всех нем. язычных искусствоведческих соч. данного периода имели эпохальное значение для развития методики этой дисциплины, равно как и науки о …   Энциклопедия культурологии

  • ВЁЛЬФЛИН — (Wölfflin), Генрих (21 июня 1864 – 19 июля 1945) – нем. историк и теоретик иск ва, последователь формалистич. и идеалистич. всеобщей науки об искусстве , основанной Э. Утицем и М. Дессуаром. Проф. в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с… …   Философская энциклопедия

  • Вёльфлин Г. — ВЁЛЬФЛИН (Wölfflin) Генрих (1864–1945), швейц. искусствовед. Разработал способы анализа худ. стиля, применяя их для исследования психологии эпохи ( Классическое искусство , 1899), а затем методов видения – категорий восприятия и… …   Биографический словарь

  • ВЁЛЬФЛИН — [нем. Wölfflin] Генрих (21.06.1864, Винтертур 19.07.1945, Цюрих), швейцар. теоретик и историк искусства, с именем к рого связано становление истории искусства как самостоятельной научной дисциплины; создатель метода формально стилистического… …   Православная энциклопедия

  • Вёльфлин, Генрих — Генрих Вёльфлин Heinrich Wölfflin Дата рождения: 21 июня 1864( …   Википедия

  • Вельфлин, Генрих — Генрих Вёльфлин Heinrich Wölfflin Дата рождения: 1864 Место рождения: Винтертур Дата смерти: 1945 Место смерти: Цюрих Род деятельности …   Википедия

  • Вельфлин Генрих — Генрих Вёльфлин Heinrich Wölfflin Дата рождения: 1864 Место рождения: Винтертур Дата смерти: 1945 Место смерти: Цюрих Род деятельности …   Википедия

  • Вёльфлин — Вёльфлин, Генрих Генрих Вёльфлин Heinrich Wölfflin Дата рождения: 1864  …   Википедия

  • Вёльфлин Генрих — (WÖlfflin) (1864 1945), швейцарский искусствовед. Разработал методику анализа художественного стиля, применяя её для исследования «психологии эпохи» («Классическое искусство», 1899), а затем «способов видения»  формальных категорий, к которым… …   Энциклопедический словарь